Депутат Госдумы от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ: "Курганская область вошла в десятку регионов с низким уровнем социально-экономического развития"
29 октября 2020
Госдума России рассмотрела в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального бюджета на 2021 и плановый период 2022-2023 годов.
Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по данному законопроекту в своем выступлении на пленарном заседании представил первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков.
Ранее на очередном заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам он представил предложения по дополнительной федеральной поддержке Курганской области.
Проект федерального бюджета на 2021-2023 годы формировался в кризисных условиях, которые в этом году привели к падению потребительского спроса, сокращению доходов населения на 8 процентов, росту безработицы до 6,2%.
В сложившейся ситуации неопределенности реалистичность базового сценария развития российской экономики, который положен в основу проекта трехлетнего бюджета, вызывает сомнение. Правительство России прогнозирует снижение ВВП на 3,9 процента в 2020 году и 3-процентный ежегодный рост ВВП уже с 2021 года. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", равно как и Счетная палата, Всемирный Банк, ряд независимых экспертов, не видит оснований для такого оптимистичного макроэкономического прогноза. Мы считаем, что глубина падения составит 5-7% ВВП в 2020 году, а восстановление экономики будет более долгим и трудным – рост ВВП в 2021-2023 годах не превысит 2,4-3 %.
Хорошо, что на ближайшую трехлетку у Правительства имеются амбициозные планы. Но если они не будут реализованы в полной мере, то под угрозой окажется выполнение социальных обязательств государства и устойчивость бюджетной системы. А этого нельзя допустить.
Даже при оптимистическом сценарии на ближайшую трехлетку предлагается дефицитный бюджет. Причем покрывать дефицит федеральное правительство планирует в основном за счет внутренних заимствований, объем которых за три года составит около 5,7 трлн рублей. За этот же период госдолг вырастет вдвое с 13,5 трлн рублей в 2019 году до 28,4 трлн в 2023 году, а бюджетные расходы на его обслуживание увеличатся на 714 млрд. рублей.
При этом кабинет министров оставляет практически неприкосновенными основные "заначки", которые в 2021 году достигнут беспрецедентных размеров 113 млрд рублей резервного фонда Правительства, 1,5 трлн. рублей нераспределенных средств и переходящих остатков, 12,4 трлн рублей ФНБ. Объем этих средств в 2021 составит порядка 60 процентов по отношению к бюджетным расходам. Но проекте трехлетнего бюджета предусмотрено расходование лишь 95 млрд рублей из ФНБ.
Непонятно, почему в кризис 2008–2009 годов можно было потратить более половины Фонда национального благосостояния, а в нынешних, еще более тяжелых кризисных условиях, этого не делается? Мы считаем, что средства ФНБ не должны лежать "мертвым грузом". Их необходимо направлять, прежде всего, на поддержку российских граждан – профинансировать пособия и субсидии, повышение заработной платы бюджетникам ряд других социальных расходов.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ежегодно настаивает на увеличении до 7% доли расходов как на здравоохранение, так и на образование. А в рассматриваемом проекте федерального бюджета, несмотря на некоторое увеличение общего объема финансирования социальных статей, заложено снижение доли расходов на образование, здравоохранение и национальную оборону – от 5 до 10 процентов. Безусловно, мы против такого решения. На наш взгляд, предложенная Правительством России оптимизация расходов практически всех незащищенных статей расходов не лучшим образом отразится в первую очередь на инвестициях в социальную сферу и на программах, стимулирующих развитие экономики и инфраструктуры.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ежегодно обращает внимание на неэффективность использования бюджетных средств по ФАИП и госкомпаниям, на то, что институт госпрограмм продолжает показывать свою неэффективность и не может быть основой бюджетного планирования. Сегодня и наша фракция, и наш комитет по бюджету и налогам в своем заключении вновь отмечают, что необходимо рассмотреть вопрос об отказе от ГП при формировании федерального бюджета, а также установить персональную ответственность должностных лиц за эффективное расходование бюджетных средств. Однако воз и ныне там. Так, в нынешнем проекте бюджета в очередной раз в ФАИП включено 236 объектов без необходимой документации. По госкорпорациям и госкомпаниям такая же ситуация. Очевидно, что в ходе исполнения бюджета мы вновь получим огромные объемы неосвоенных средств.
И это при том, что помимо текущих задач на бюджете "висит" груз многолетних социальных проблем, решения которых ежегодно добивается СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Мы еще раз обращаем внимание Правительства России на необходимость обеспечить жильем детей-сирот, ветеранов боевых действий, инвалидов, переселить людей из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа, возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и компенсировать им недополученные средств, провести индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции.
Мы настаиваем на том, что следует вдвое увеличить пособие по безработице, ввести пособия всем семьям с детьми школьного возраста, обеспечить социальную поддержку "детей войны", а также ежегодные выплаты в размере не менее 5% от общей суммы задолженности "сгоревших" в 90-х годах в Сбербанке сбережений граждан. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также предлагает сделать бессрочной программу материнского капитала и провести индексацию этих выплат за 2015-2019 годы с учетом инфляции.
Обращаем внимание на то, что действующая система межбюджетных отношений не справляется с решением ряда проблем, которые в результате кризиса резко обострились. Так, в этом году бюджеты субъектов РФ суммарно недополучили около 20% доходов, а общая сумма долговых обязательств достигла 2,15 трлн рублей и составляет 22,5% от суммы их собственных доходов. При этом у регионов появились дополнительные расходы на реализацию нацпроектов и на борьбу с пандемией COVID.
У субъектов федерации нет никаких "заначек" в виде переходящих остатков или своего ФНБ, а объемы заимствований для них жестко ограничены Бюджетным Кодексом. Пока Минфин РФ существенно не изменит условия соглашений и правила реструктуризации бюджетных кредитов, регионы будут "связаны по рукам и ногам".
В целом для решения долговых и прочих проблем нужны новые радикальные реформы в сфере межбюджетных отношений, которые сегодня находятся в тупике. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что без серьезной перенастройки налоговой системы в пользу бюджетов субъектов РФ регионы не получат мотивацию к увеличению доходной базы своих бюджетов, а умение "выбивать" дополнительные средства в федеральным центре останется для регионов единственным инструментом поддержания финансовой устойчивости.
В предложенном проекте бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023годов нет решений всех перечисленных задач, поэтому наша фракция голосует "против" правительственного законопроекта.
Решением Правительства России Курганская область вошла в десятку регионов с низким уровнем социально-экономического развития, для которых предусматриваются дополнительные стимулирующие субсидии из федерального бюджета. В 2020-м регион получил дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 858 млн рублей. Но выпадающие доходы консолидированного бюджета Курганской области в 2020 году оцениваются в сумме более 1,4 млрд. рублей. Так что региону потребуется дополнительная поддержка федерального центра, чтобы компенсировать снижение поступления налоговых и неналоговых доходов в связи с пандемией COVID-19. Причем не только в этом году при распределении субъектам РФ третьего федерального транша, но и в следующем году при распределении средств федерального бюджета.
В феврале 2020 года Правительство РФ утвердило Индивидуальную программу социально-экономического развития Курганской области, согласно которой региону в 2020 2024 годах выделяется 5 млрд рублей. При этом в областном бюджете на софинансирование данной программы должно ежегодно выделяться по 20,41 млн. рублей.
Эти средства пойдут на поддержку промышленности р АПК, на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В том числе, на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на площадке Курганского машиностроительного завода, на субсидирование первоначального взноса по договорам лизинга и займам на внедрение новых технологий и создание импортозамещающих производств.
Но помимо этих задач, направленных перспективное экономическое развитие Курганской области, в регионе есть ряд первоочередных проблем, которые можно решить только при поддержке федерального центра.
С губернатором Курганской области Вадимом Михайловичем Шумковым у нас налажен постоянный диалог и совместная работа по продвижению внесенных ранее предложений по дополнительной помощи из федерального бюджета 2021 и 2022-2023 годов.
Региону нужна поддержка федерального центра для строительства школ и больниц, а также для ремонта дорог и развития сельского хозяйства. Объем этой поддержки нужно сохранить хотя бы на уровне этого года, а не "резать по живому", как это предлагается в рассматриваемом нами сегодня правительственном законопроекте "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Так, в проекте бюджета на 2021-2023 годы предусмотрены средства только на софинансирование строительства хирургического корпуса Курганского областного онкологического диспансера объеме 873,1 млн рублей. Но еще в марте этого года премьер-министр России поручил губернатору Курганской области включить в региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения строительство в Кургане детской поликлиники на 500 посещений в смену. Поручение выполнено. Объект с общими объемами финансирования 363,3 млн рублей включен в программу, под строительство поликлиники сформирован земельный участок, получено положительное заключение госэкспертизы. Но своими силами регион, в котором резко снизились доходы бюджета, эту стройку просто "не потянет".
Равно как и строительство поликлиники ГБУ "Курганская областная клиническая больница" на 750 посещений в смену. Площадку под этот объект уже полностью обеспечили всеми видами инженерной и транспортной инфраструктуры. Сметная стоимость строительства составляет 918 рублей и уже в 2021 году необходимо направить 291 млн рублей. Но расходы на строительство этого объекта не включены в проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку.
Мы активно ведем переговоры с федеральными министерствами, ищем пути решения этой проблемы и планируем вносить соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта о федеральном бюджете. В этом году из резервного фонда Правительства РФ было выделено около 200 млн рублей на капитальный ремонт и оснащение оборудованием Курганской больницы скорой медицинской помощи. Это, конечно, большой плюс. Но в дальнейшем не хотелось бы в таком вот "пожарном порядке" решать жизненно важные для курганцев вопросы.
Дополнительные средства федеральной поддержки нужны региону и на строительство, капремонт, оснащение сельских малокомплектных школ. Таких учебных заведений в Курганской области 87 и почти все они построены в 1950-60 годах. В этих ветхих постройках сегодня невозможно ни создать комфортные условия для детей, ни наладить современный учебный процесс, хотя учить есть кого – школы в селах переполнены. На строительство четырех современных сельских школ в Курганской области нужно 170 млн рублей. В дефицитном региональном бюджете найти эти средства в ближайшие годы не получится – нужна помощь федерации.
Курганские власти в 2021 году направят 250 млн рублей на развитие сельских территорий – на ремонт школ, клубов и дорог, на газицификацию и водоснабжение. Но ресурсы региона ограничены.
Для возрождения села необходимо сохранить объем финансовой поддержки АПК Курганской области в 2021 году. В правительственном проекте федерального бюджета, который мы сегодня рассматриваем, эту поддержку планируется снизить на 230 млн. рублей по сравнению с 2020 годом. От такого решения пострадают в первую очередь курганские фермеры. В этом году выделение дополнительных федеральных средств позволило усилить государственную поддержку малых форм хозяйствования в Курганской области, создать более 130 новых рабочих мест на селе, увеличить в 1,6 раза объемы закупок сельхозтехники и оборудования, реализовать три десятка инвестпроектов и увеличить производство сельхозпродукции.
Дальнейшая федеральная поддержка необходима для реализации в Курганской национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и АПК, а также нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Обращения наших избирателей подтверждают, что состояние автодорог стало одной самых острых проблем Курганской области. Однако в проекте федерального бюджета на 2021 год на 260 млн рублей уменьшены межбюджетные трансферты на модернизацию дорожной сети Курганской агломерации и не предусмотрены 285 млн рублей, необходимые для окончания строительства путепровода ЖБИ.
Мы считаем такое решение несправедливым и будем искать резервы для того чтобы сохранить и увеличить объем межбюджетных трансфертов для Курганской области и других регионов. На наш взгляд при распределении средств федеральной поддержки должны максимально учитываться предложения субъектов федерации, поскольку на местах лучше знают решение каких задач важнее всего для жителей того или иного региона.