Александр Ремезков о законопроекте "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
13 ноября 2018
На заседании комитета Госдумы России по бюджету и налогам рассмотрели правительственный законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Основные положения этого законопроекта прокомментировал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "Справедливая Россия" Александр Ремезков.
Осеннее уточнение бюджета в этом году случилось чуть позже обычного, но, увы, по традиционному для нашего правительства сценарию.
Вновь исправляются ошибки, которые можно было просто не допускать год назад, еще при формировании бюджета-2018.
"Справедливая Россия" как при принятии бюджета-2018, так и при внесении в него изменений в мае текущего года прямо указывала на то, что прогнозы по росту ВВП и доходов населения завышены, а по инфляции, цене на нефть и курсу доллара – занижены. Теперь свершившиеся факты заставили правительство это признать.
В рассматриваемом сегодня законопроекте меняются все основные параметры утвержденного прошлой осенью бюджета на 2018 год начиная с основных показателей макроэкономического прогноза и заканчивая профицитом бюджета, который увеличивается почти вчетверо.
В законопроекте указано, что темп роста ВВП вместо учтенных при формировании бюджета 2,1% составит 1,8%, а темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения 3,4% вместо 3,8%. Инфляцию не удалось удержать на нереально низком уровне 2,8% ожидается рост цен на 3,4 %. Тут сказалось не только ослабление рубля, стремительное удорожание продуктовой корзины, но и эффект от запланированного на 2019 год повышения НДС, который проявился уже в нынешнем году.
Учитываемый в бюджете курс доллара США по отношению к рублю увеличили с 58,6 до 61,7, прогнозируемую цену на нефть с 61,4 до 69,6 доллара за баррель. И это при том, что фактически с января по сентябрь 2018 года средняя цена на нефть Urals составила 70,61 доллара за баррель. Однако "цену отсечения" в бюджетном правиле, за которое так упорно цепляется правительство, оставляют неизменной – 40 долларов за баррель. Так что почти 40-процентный рост цен на нефть в текущем году увеличит нефтегазовые доходы бюджета на 1,6 трлн рублей.
Но эти деньги, которых так не хватает сегодня нашей экономике и людям, сложат "в кубышку" по итогам года они будут зачислены в Фонд национального благосостояния. Объем этого фонда с начала года и так увеличился на треть и к 1 октября 2018 года превысил 5трлн. рублей составит на конец года 3,8 трлн рублей. Это увеличение обусловлено по большей части тем, что на нефтегазовые доходы российского бюджета покупалась иностранная валюта – миллиарды долларов, евро и фунтов стерлингов.
Как именно будут расходоваться деньги из этого фонда и когда увеличится наше национальное благосостояние, пока непонятно.
Зато известно, по данным опросов, сделанных исследовательским холдингом "Ромир", что сегодня для 62 процентов россиян главной проблемой общенациональной проблемой остается бедность и низкие доходы.
И увеличение объема доходов бюджета в 2018 году на 1 874,7 млрд рублей решению этой проблемы не поспособствует расходы-то увеличиваются лишь на 217,7 млрд рублей. Задачи по развитию несырьевой экономики остаются нерешенными, бюджет страны по-прежнему сидит на "нефтяной игле". На долю нефтегазовых в дополнительных доходах бюджета приходится 1 582,2 млрд рублей, а дополнительные ненефтегазовые доходы в общем объеме составляют всего 292,5 млрд рублей.
Наше правительство решило, что только дополнительные ненефтегазовые доходы можно направлять на расходные статьи бюджета. И то получается, что не все из положений законопроекта не ясно куда подевались 74,8 млрд рублей – разница между 292,5 и 217,7 млрд рублей.
Будем разбираться в этом вопросе. Равно как и в другой серьезной проблеме в том, что значительная часть расходов формируется без участия парламента.
Из года в год увеличивается количество оснований для применения сводной бюджетной росписи – распределения расходов без участия парламента. В результате складывается следующая картина. Законопроектом о внесении изменений в бюджет Правительство предлагает Госдуме утвердить распределение дополнительного объема расходов в объеме 217,7 млрд рублей и перераспределить 149 млрд. рублей по предложениям ответственных за выполнение госпрограмм министерств и ведомств. Но прямо в пояснительной записке к этому законопроекту нам сообщают, что по состоянию на 1 сентября сводной бюджетной росписью расходы бюджета увеличены на 638, 2 млрд рублей. То есть сумма изменения расходов по сводной бюджетной росписи правительства в три раза больше, чем предлагается утвердить парламенту в рамках рассматриваемого законопроекта!
На наш взгляд, такое ограничение парламентского контроля за расходами бюджета неприемлемо. Необходимо в корне изменить ситуацию.
Думаю, что наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержит этот правительственный законопроект. Но при этом мы будем внимательно изучать каждое из предложенных изменений, выяснять для чего так "накачивается" профицит и ФБН, почему сокращаются расходы по целому ряду программ, направленных на социальное и экономическое развитие страны. И, конечно же, внесем свои предложения и поправки.