На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении рассмотрели законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году"
26 октября 2017
Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по этому правительственному законопроекту об использования остатков средств федерального бюджета озвучил в своем выступлении первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат-справедливоросс Александр РЕМЕЗКОВ.
Все помнят, что ровно год назад в Госдуме рассматривался аналогичный законопроект. Тогда правительство уверяло нас, что это разовое решение, необходимое из-за того, что федеральный бюджет на 2017 год, формируется в период кризиса при низких макроэкономических показателях.
Теперь экономические показатели изменились, ситуация улучшилась. Правительство заявляет что идет рост экономики в стране и предлагает продлить на 2018 год действие "кризисных" норм, установленных для возможности использования остатков средств федерального бюджета.
Видимо, правительству очень понравился этот технический прием. Но нам никто не представил результаты применении данного метода, информацию о том, сколько средств перешли по остаткам в 2017 год, как они расходовались и какой был получен эффект.
Можно ли сегодня назвать ожидаемый объем остатков 2017-го? Как эти средства найдут отражение в доходах, расходах, источниках финансирования бюджета 2018 года?
Очевидно, что у Минфина России просто нет и не будет ответов на эти вопросы до завершения финансового 2017 года.
Получается, что Госдуме предлагают принять бюджетного "кота в мешке".
Да, в законопроекте определены направления использования остатков.
И мы, безусловно, "за" увеличение бюджетных ассигнований на повышение уровня национальной обороны и безопасности, на реализацию важнейших госконтрактов и госпрограмм.
Но мы "против" увеличения Резервного фонда Правительства РФ за счет переноса всех иных "не связанных" остатков. Справедливая Россия всегда выступала и выступает против раздувания этого фонда, направления расходования которого четко не прописаны в бюджете.
А то, что его именно раздувают очевидно. Едва парламентское большинство приняло в первом чтении закон об изменениях в бюджете 2017-го, где объем средств по Резервному фонду был увеличен на 11,6 млрд.рублей, как ко второму чтению правительство внесло поправку об увеличении этого фонда еще на 7,1 млрд. рублей!
Данным законопроектом предлагается продлить на 2018 год расширенный в 2017 году перечень полномочий Минфина для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.
Но мы до сих пор не знаем насколько изменился объем таких изменений, внесенных в 2017 году по сравнению с 2016 годом, когда подобных полномочий у Минфина и Правительства РФ не было. И узнаем об этом только через год при рассмотрении закона об исполнении федерального бюджета за 2017 год. То есть нам предлагают принять решение практически "вслепую", без оценки его эффективности.
Законопроектом снимаются ограничения сроков принятия законов, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, с рассмотрением изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ в ноябре и декабре 2017 года.
Это означает, что бюджетное и налоговое законодательство будет меняться вплоть до нового года, а решения опять будут приниматься без оглядки на субъекты федерации, которым нужно вовремя сформировать и принять региональные бюджеты.
СР давно требует ввести обязательную экспертизу на предмет влияния изменений федерального налогового законодательства на доходную базу региональных бюджетов, а расчёты о возможных выпадающих доходах следует доводить до субъектов РФ до принятия соответствующих федеральных законов.
В законопроекте предусматривается возможность размещения средств ФНБ гаранта пенсий в паи инвестиционных фондов. Причем значительных средств до достижения объема средств ФНБ, размещенных на депозитах и банковских счетах в ЦБ РФ, 7% прогнозируемого объема ВВП. Но до сих пор неясно, получат ли депутаты в ходе исполнения федерального бюджета в 2018 году информацию об объемах средств, переданных в их управление ПИФам?
И в целом, будет ли у депутатов в течение 2018 года возможность отслеживать использование остатков бюджетных средств на те или иные предложенные в законопроекте направления?
Сейчас в законопроекте нет ответа на этот вопрос.
Повторюсь, нам предлагают "кота в мешке" изменения в Бюджетный Кодекс вносятся без должного обоснования, формируя в бюджетном процессе новые "темные пятна".
Наша фракция выступает за прозрачность бюджетного процесса и поэтому не поддерживает данный законопроект.