На пленарном заседании Госдумы рассмотрели правительственный законопроект № 235846-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2016 год".
28 сентября 2017
Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по этому законопроекту представил первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков.
В плане аудита или бухгалтерской отчетности с бюджетом всё в порядке. Но есть ряд системных недостатков, на которые СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не раз указывала и предлагала исправить.
Однако Правительство России не прислушалось не только к конструктивным предложениям оппозиции, но даже к аналогичным замечаниям Счетной палаты РФ.
В бюджетной политике федерального правительства ничего не изменилось. В результате все мы имеем то, что имеем низкое качество макроэкономического планирования, "подгонку" важнейших экономических показателей, рост численности граждан, находящихся за чертой бедности, загнанные в долговой тупик регионы, паралич межбюджетных отношений, не использованные резервы по наполнению доходной части бюджета.
Прошлогодняя низкая инфляция (5,4 %), о которой так любит говорить правительство, досталась слишком "дорогой ценой" для населения и экономики страны. По данным Счетной палаты, динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам с 2016 года составила 94,1 % (худший показатель с 1999 года), а реальный размер назначенных пенсий снизился на 3,4 %. При этом в России стало намного больше бедных. Численность граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 300 тысяч человек, и достигла 19,8 млн. человек то есть 13,5 % общей численности населения страны. Правительство забыло о важнейшей составляющей бюджетной политики: выводу их нищеты наиболее бедных слоёв населения. В 2016 году в целом доходы населения упали на 5,9%, потребительский спрос снизился более чем на 14%. И, как и предупреждала СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, поднять его с помощью кредитования не удалось.
При этом финансирование бюджетных расходов, направленных на улучшение социального положения граждан, осталось низким, эффективность исполнения госпрограмм, по оценкам Счетной палаты, ниже среднего.
Неисполненные расходы федерального бюджета в 2016 году составили 220 млрд. рублей. Даже с учетом 18-ти миллиардной "экономии" на обслуживании государственного долга, экономика и граждане страны недополучили из казны более 200 млрд. рублей. Неисполненные расходы в сфере образования 5 млрд. рублей, здравоохранения – 12 млрд. рублей, социальной политики – 12 млрд. рублей, физической культуры – 8 млрд. рублей, ЖКХ 3 млрд. рублей. При этом дорожные фонды недополучили 20 млрд. рублей, моногорода, за которые боролись все фракции –7 млрд. рублей. Вновь федеральный центр выделил средства в самом конце года и их попросту не успели освоить.
По ФАИПам тоже неразбериха включены объекты, не обеспеченные утвержденной проектной документацией, заключением госэкспертизы, без проверки сметной стоимости. А правительству все равно. В результате в 2016 году на 20 процентов увеличилось количество объектов незавершенного строительства (12 000 объектов).
То есть за 2016 год не произошло сдвигов в повышении качества управления финансами.
На всех уровнях бюджетной системы РФ отсутствует необходимое для реализации майских указов Президента РФ финансирование. Счетная палата подтверждает: в 2016 году потребность составляла 2,7 трлн. рублей, а по отчету о бюджете -2016, были предусмотрены 1,7 трлн. рублей. Не решена проблема, которую постоянно поднимает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": бремя по финансированию исполнения майских Указов все больше перекладывается на субъекты РФ. В итоге, от общей потребности в бюджете заложено всего 62%, доля федерального бюджета составляет 10%, остальные 90% непосильная ноша регионов. Но правительство не предпринимает действенных шагов по исправлению этой ситуации.
В целом межбюджетные отношения, на наш взгляд, зашли в тупик. Количество регионов – доноров не увеличивается. Дотационных – не уменьшается. Государственный долг субъектов остался на уровне 2015 года, долг муниципалитетов растет. Расходы обслуживание государственного и муниципального долга не уменьшаются все также составляют 154 млрд. рублей. регионы остаются "на мели" средств на погашение госдолга у них нет, развивать региональные экономики практически невозможно.
"Финансовая ловушка", в которой оказались регионы, усугубляется налоговой политикой федерального правительства в 2016-м и этом году.
Очевидно, что субъектам необходимы долгосрочные межбюджетные трансферты, необходимо перераспределить поступление по отдельным налогам в пользу регионов, как минимум – вернуть 1 процент по налогу на прибыль.
Тема межбюджетных отношений и тема региональных долгов, о которых СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ говорит на протяжении последних пяти лет, сегодня выходит на первый план и становится ключевой на совещаниях с Президентом РФ.
Но изменений пока нет.
Вместо исправления недочетов происходит "подгонка" под положительный результат, представление данных в лучшем свете, чем они есть на самом деле. Например, меняется методика расчета и падение ВВП в прошлом году выглядит не так драматично, и промышленное производство вроде бы растет более быстрыми темпами.
По факту в 2016 году произошло ослабление рубля, снижение внутреннего инвестиционного спроса (на 0,9%) уже третий год подряд, падение оборота розничной торговли (на 4,6%), сохранение у населения сберегательной модели поведения, и как следствие – падение внутреннего потребительского спроса второй год подряд.
А нас с вами пытаются убедить, что социально-экономическое положение в стране улучшается.
То, что это не так, видно не только парламентариям, но и нашим гражданам, которые по данным соцопросов все больше теряют доверие к экономической политике федерального правительства.
Мы не можем поддержать ни такую политику, ни такой законопроект по исполнению бюджета 2016 года.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает иные подходы к бюджетной и налоговой политике, предлагаем отменить льготу по НДС для экспортеров сырья, пересмотреть налогообложение нефтяной и газовой отрасли, навести порядок на таможне и тем самым высвободить средства для реального сектора экономики, для производства, простимулировать создание рабочих мест.
Еще нужно перераспределить налоговую нагрузку с производства на потребление, разобраться с оффшорами, опережающими темпами финансировать наукоемкие отрасли, приоритетные отрасли экономики, помогать регионам в выполнении майских Указов Президента, стимулировать внутренний инвестиционный спрос. Тогда не понадобится искусственно занижать индексацию пенсий и пособий. Тогда в России будет реальный рост благосостояния населения, расширение внутреннего платежеспособного спроса.