Выступление депутата Курганской областной Думы VI созыва, заведующего кафедрой Философии Курганского государственного университета, доктора философских наук, профессора – Шалютина Бориса Соломоновича.
18 мая 2017
Продолжая, публикацию пресс-конференции, прошедшей 16 мая 2017 в Региональном отделении Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Курганской области в рамках всероссийской акции. Раздел – ОБРАЗОВАНИЕ из Доклада Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИТОГИ – 2016, раскрыл и дал характеристику сложившейся ситуации в области, депутат Курганской областной Думы VI созыва, заведующий кафедрой Философии Курганского государственного университета, доктор философских наук, профессор – Шалютин Борис Соломонович.
Анализ учительского корпуса по стажу и возрасту показывает, что в образовательных организациях Курганской области ежегодно увеличивается доля учителей пенсионного возраста. Так, на начало 2016-2017 учебного года она составила 24,1 %, при этом доля учителей со стажем до 5 лет составила 13,6 % (снижение на 1,3 % по сравнению с 2015 годом).
Молодым специалистам, трудоустроившимся в сельскую местность, за счет средств областного бюджета выплачивается подъемное пособие в размере 100 тыс. руб. В 2016 году данное подъемное пособие получили 86 молодых специалистов. Меры социальной поддержки оказываются и на муниципальном уровне (от 1 до 6 окладов), г. Курган выплачивает подъемное пособие в размере 50 тыс. руб., г. Шадринск – 30 тыс. руб.
С целью привлечения молодых специалистов Департаментом организовано целевое обучение по педагогическим специальностям за счет средств федерального бюджета через заключение договоров о целевом приеме между образовательными организациями высшего образования Курганской области и органами местного самоуправления. В 2016 году заключено 57 договоров о целевом обучении по педагогическим специальностям за счет средств федерального бюджета с ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет", 25 договоров – с ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет".
Потребность в педагогических кадрах в 2016-2017 учебном году составила 222 молодых специалиста. В 2016 году в образовательные организации Курганской области трудоустроилось 220 молодых специалистов.
Задачи на 2017 год:
Обеспечение привлечения не менее 250 молодых специалистов.
Развитие инфраструктуры и материальное обеспечение системы образования
Проблемы:
не завершено строительство детских садов в г. Кургане (5 мкр.) и г. Петухово по вине недобросовестного поставщика товаров и услуг (ООО "Е.Строй"), что не позволило обеспечить ввод 480 дополнительных дошкольных мест; в связи с естественным ветшанием нарастает потребность в капитальном ремонте зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, при этом в 2017 году существенно снижен объем финансовых средств на капитальный ремонт объектов образования.
Информатизация образования
Проблемы:
остается 36 общеобразовательных организаций с низкой скоростью доступа к сети Интернет (менее 2 Мбит/с), что сдерживает развитие информационного компонента образовательного процесса;
Комплексная безопасность образовательных организаций
В 2016 году в Курганской области количество учащихся, нуждающихся в подвозе, составило 9969 человек. Все обучающиеся обеспечены подвозом к месту учебы, в том числе 97,2 % подвозятся школьными автобусами. В организованном подвозе участвуют 377 школьных автобусов, из них 105 автобусов имеют срок эксплуатации 10 и более лет и требуют замены до 1 июля 2017 года.
Задачи на 2017 год:
продолжить работу, направленную на обновление парка школьных автобусов.
Развитие дошкольного образования
Задачи на 2017 год:
сохранение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, сокращение очередности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольные образовательные организации;
Развитие начального общего, основного общего и среднего общего образования
Так, сравнительный анализ результатов государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в динамике последних двух лет показывает, что и в 9, и в 11 классах отмечается благоприятная динамика результатов по русскому языку и математике. Кроме того, анализ итогов единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) показывает прирост доли высокобалльников по целому ряду учебных предметов и явное улучшение ситуации по литературе, связанное с введением итогового сочинения (изложения). Также существенным является увеличение доли высокобалльников по математике профильного уровня и сокращение доли выпускников 11 класса, не сдавших данный предмет.
Вместе с тем анализ результатов ГИА последних двух лет показывает, что, несмотря на благоприятную динамику результатов по русскому языку и математике, и в 9, и в 11 классах по-прежнему выявляется существенная доля выпускников, не осваивающих образовательные программы по данным предметам, вследствие чего по завершении обучения остающаяся без аттестатов.
При этом в 2016 году, так же как и в 2015 году, на региональном уровне вновь пришлось принять решение о снижении в 9 классах минимального порога по русскому языку и математике, что позволило значительной части выпускников 9 классов получить аттестат. На уровне среднего общего образования результаты ГИА-2016 по сравнению с результатами ГИА-2015 выявили отрицательную динамику по таким выбранным выпускниками для сдачи предметам, как химия, география, информатика и ИКТ.
Наличие и увеличение "разрыва" по значению среднего тестового балла средних малокомплектных школ и остальных средних школ как по русскому языку (в 2015 году "отставание" малокомплектных школ на 4,9 балла, в 2016 году – на 9,2 балла), так и по математике (соответственно на 1,5 и 7,9 балла);
неблагоприятная динамика результатов ЕГЭ у выпускников малокомплектных школ как по русскому языку (средний тестовый балл в 2015 году составил 63,02, в 2016 году – 58,95), так и по математике профильного уровня (соответственно по годам 40,3 и 36,03 балла).
Региональный этап ВсОШ проведен в январе-феврале 2016 годапо 17 учебным предметам. В нем приняли участие 502 учащихся из 23 муниципальных образований Курганской области. 50 % заданий выполнили 23,3 % участников. Барьер 75 % преодолели 4,4 % участников. 30,3 % участников регионального этапа ВсОШ стали победителями и призерами. Наибольшее количество призовых мест заняли участники из общеобразовательных организаций г. Кургана – 97, из г. Шадринска – 6.
17 студентов ВПО на 10000, в стране на 15/16 325 (66,8%), т.е. на треть ниже
83 очника на 10000, в стране на 15/16 163 (51%)
Наличие в регионе значительной межмуниципальной и внутримуниципальной дифференциации доступности качественного общего образования;
недостаточный охват школьников Курганской области горячим питанием;
недостижение нормативно закрепленных требований ФГОС общего образования в части кадровых условий;
наличие неблагоприятной динамики по ряду результатов ГИА;
Численность населения России на 1 января 2016 года
составляет 146 544 710
Курганская область 869 814
217 студентов ВПО на 10000,
в стране на 15/16 325 (66,8%), т.е. на треть ниже
83 очника на 10000,
в стране на 15/16 163 (51%)
В сфере образования Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает:
добиваться полноценного государственного финансирования образования и науки; расходы на образование и науку должны быть увеличены до 7 % ВВП;
законодательно закрепить за работниками государственной системы образования, учителями средних школ и преподава¬телями вузов статус госслужащих с соответствующим повы¬шением оплаты труда и социальными гарантиями;
предусмотреть введение компенсаций семьям, которые получили отказ в устройстве ребенка в детский сад по причине нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях в их населенном пункте;
сделать сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ) добровольной. Отменить ЕГЭ как всеобщую форму аттестации выпускников школ и вступительного экзамена в вуз;
обеспечить возможность поступления в вузы выпускников сельских школ и небольших городов, внедрив для них специальные квоты и систему льгот;
добиться корректировки принципов перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования, не допустить перевода магистратуры на платную форму обучения;
поднять размер стипендий до уровня социального стандарта потребления;
возродить систему профтехобразования на новой информационно-технологической основе;
обеспечить доступность учреждений детского дополнительного образования (музыкальных, танцевальных и художественных школ) и спортивных школ для семей с любым доходом.