Выступление Председателя Лиги защиты прав пациентов в Курганской области Олега Кобякова
18 мая 2017
16 мая 2017 года в Региональном отделении Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Курганской области в рамах всероссийской акции СР состоялась пресс-конференция на тему "Социальные итоги 2016 года" в ней принял участие Председатель Лиги защиты прав пациентов в Курганской области Олег Николаевич Кобяков, который ярко осветил раздел из ДОКЛАДА ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Здоровье населения и состояние системы здравоохранения на примере Курганской области.
Важной задачей является осознание государством того факта, что охрана здоровья – такая же функция, как охрана границ, правопорядка и безопасности. Сегодня Россия имеет государственное страхование медицинской помощи, однако из-за избранного политического курса вектор развития идет в сторону рынка, когда человек должен платить за себя сам, что указывает на инволюцию системы.
Здоровье бесценно (не имеет цены), поскольку прямо связано с качеством жизни и даже самой жизнью, что не подлежит оценке в деньгах, по крайней мере, с моральной точки зрения. Потеря здоровья делает человека неспособным осуществлять нормальную жизнедеятельность, включая утрату способности трудиться. При необходимости спасти свое здоровье или здоровье близких, ребенка люди продают жилье, берут кредиты, чтобы рассчитаться с медицинскими организациями за их услуги по любой цене. Почему не хватает денег в системе здравоохранения? Как их вообще может не хватать? Оказывается, деньги при многоканальном финансировании растекаются по псевдорыночным потокам (за одну услугу, купленную у своего же, построенного и оснащенного за счет бюджета учреждения здравоохранения, как на рынке, можно заплатить несколько раз – например, по тарифам ОМС (ФФОМС), по ВМП (бюджет), родовому сертификату (ФСС), платно); приписки сохраняются при диспансеризации и вакцинации. В системе здравоохранения работает более 3,9 млн. человек, притом, что медицинского персонала около 2,5 млн. чел. Но имеются больницы, где на 500 штатных единиц приходится 147 человек персонала, который работает с пациентами. По сообщению Счетной Палаты РФ система ОМС на "посреднической" деятельности только в 2015 г. потеряла 30,5 млрд рублей, которые не пошли на оплату медпомощи, а были направлены на расходы страховых медицинских организаций, которые в полной мере свои обязанности не выполняют. Эта цифра составляет 50 000 годовых зарплат врачей по 50 000 рублей в месяц. При этом прямым интересом страховщиков является получение, как можно больших денег от государства и как можно меньшее их расходование, для получения большего дохода. Это означает, что у СМО имеется прямой конфликт интересов с интересами пациентов и системой здравоохранения. Именно поэтому невозможно говорить о том, что они будут защищать права пациентов – ведь защита прав пациентов приведет к удорожанию помощи, то есть к убыткам для СМО. Поэтому систему защиты прав пациентов, маршрутизацию пациентов СМО будут выстраивать в своих интересах.
Возложить на страховщиков защиту прав застрахованных – все равно,что возложить защиту прав потребителей на магазины. Множество противоречий в нормах законов и права – создают в реальности хаос, требуя устранения коллизий. Это начинается с основного конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, которая должна оказываться государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, но рост платности составляет 25% в год по данным Счетной Палаты РФ. При этом Конституция РФ установила порядок получения помощи: граждане платят за помощь через бюджет или страхователя. Нельзя оказывать помощь "гражданам бесплатно за счет граждан", что происходит в реальности. Прежде всего, в основе здравоохранения должна быть административная, плановая, а не рыночная, система, где рассчитываются число и мощность ЛПУ на 10 тысяч населения или на 100 тысяч в случаях редких видов помощи, где определяется потребность системы в оборудовании, расходных материалах, и потребность населения в лекарствах, изучаются цены, обсуждаются условия и происходит централизованная закупка. Основная оплата работы персонала ЛПУ должна производиться по труду в установленные часы, и не зависеть от числа пациентов в пределах установленного предельного норматива. Превышение трудовых затрат учитывается отдельно. Тогда оплате по стандарту (протоколу лечения) подлежат только расходные материалы и лекарства, и тогда в тарифах ОМС нет смысла, поскольку закупка оборудования, расходного материала и лекарств должна обеспечиваться планово по заявкам ЛПУ, и централизовано, что приведет к сокращению расходов на закупки, росту закупаемых партий, что снизит цены на торгах. Это требует создания в системе ОМС системы планирования и отделов планирования. Эту систему проще контролировать, чем тысячи аукционов. Стимулирование системы осуществляется на основании только двух показателей: динамика смертности в регионе и удовлетворенность пациентов (вычисляется, как усредненная величина между разными способами и субъектами измерений). Не должны вводиться для стимулирования (наказания или поощрения) показатели, которые зависят от самой системы и ее участников, поскольку это приводит к существенному искажению всех показателей, например, число приписок по количеству услуг. Приведу другой пример с амбулаторными лекарствами. Сейчас люди покупают их сами, даже жизненно важные, но деньги на это есть не у всех. По нашему опросу 80% респондентов считают, что лекарства плохо доступны. Это приводит к тому, что люди не покупают лекарств. Например, человек с колебаниями артериального давления не принимает лекарства от этого. В результате у него случается инсульт, родные вызывают скорую помощь, он попадает в стационар, где находится несколько недель, становится инвалидом (государство оплачивает пенсию, реабилитацию, дорогие лекарства), платит за больничный лист, и этот человек вряд ли когда-либо будет работать. Расходы и потери, которые здесь складываются, многократно превышают курсовую стоимость таблеток у нескольких десятков человек. Понятно, что, если бы этот человек получал лекарство, всех этих расходов не было бы, а человек еще бы и приносил доход, потому что работал бы. Это значит, что пилотные проекты по внедрению лекарственного обеспечения должны включать в себя именно этот аспект: нужно научиться считать экономические эффекты в регионах в рамках межведомственного взаимодействия (ФФОМС, ФСС, Пенсионный фонд и т.п.). Это позволит регионам (возможно, даже через кредиты) или даже фармкомпаниям самим вкладывать средства в эти проекты под гарантии государственного финансирования с дальнейшим бюджетным разворотам, когда учет экономического эффекта позволяет вводить в проект все новые лекарства.
В сфере здравоохранения Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает:
• гарантировать соблюдение и реализацию важнейшей нормы Конституции в части оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, включая бесплатное обеспечение лекарствами амбулаторных больных; обеспечить пациентов бесплатными лекарствами по рецепту врача в соответствии с российскими стандартами лечения;
• запретить оказание платных услуг в ЛПУ;
• не просто добиться улучшения работы ведомственной системы здравоохранения, но и создать основу для системного улучшения здоровья населения;
• вернуть государству реальное управление здравоохранением и обеспечить полностью бесплатную медицинскую помощь,включая высокотехнологичную, для всех жителей России независимо от дохода, социального положения и места проживания.
Все это требует решения в кратчайшие сроки основной стратегической задачи – разработки "Национальной стратегии охраны общественного здоровья и медицинской помощи" и принятия на ее основе новой модели здравоохранения РФ с учетом наилучшего отечественного и зарубежного опыта.